Третья выставка Галереи ИМХО

Начиная с «Теогонии», поэмы о происхождении богов античного поэта Гесиода, в европейской культуре укрепилась идея о том, что до момента сотворения мира существовало царство хаоса. На смену этому хаосу приходил космос – миропорядок, который устанавливался в небесной тверди как абсолютное выражение всеобщей гармонии мира.

Само слово «космос» пришло к нам из Греции, где оно обозначало «порядок», и до настоящего времени мало где ещё сохранилось в значении «космическое пространство». Американцы, например, летают к звездам, они – астронавты, или просто в пространство – outer space.

Сейчас мы знаем, что в космосе никакой небесной тверди нет, там с невообразимой скоростью в разные стороны разлетается вещество и всяческие энергии. В космосе можно найти что угодно, только не космос в его античном смысле. Там его оппозиция – хаос.

Но этого порядка так не хочется лишаться. Образ старого доброго уютного космоса, в котором вроде бы и не было никакого Большого взрыва и его последствий, по-прежнему притягателен.

Художникам предлагалось обсудить что-то близкое к «физической невозможности осознания масштабов вселенной всеми живущими». Или нежелание этого.

События в рамках выставки

8 апреля 2015 года — Открытие выставки «Космоса нет».
с 10 по 30 апреля 2016 г. — Выездная версия выставки «Космоса нет» в Вольском краеведческом музее

Видеоэкскурсия по выставке

Алфавитный список работ

12Алексей Трубецков
InnerspaceНиколай Уренцев
Repdex: выход в открытый поиск (интерактивная акция, откроется в новом окне) — Группа «REPA»
Russian cosmosНадия Хайрутдинова
Альбина и Маркиза, Бегство в Египет (Моя звезда), Основы телепортации, ЮрийФёдор Хиросигэ
Асфальт как поэт и/или художникВилли Р. Мельников
Битлы на свадьбе Терешковой, Космонавты, Слава героям космоса, Спутник (Слава советским людям — покорителям космоса)Дмитрий Гутов
В карауле, Во дворе, Нимбы над городом, Ночь. Большая МедведицаРинат Волигамси
Внутренний космосАнна Терешкина
Грибы открывают космосАнтон Батишев
Дневник космонавтаИван Михайлов
Золотые руки автоИнтузиастов, Народ ликуетВиктор Сачивко
И наступила темнота (Из цикла «Дыхание брамы»)Андрей Голубцов
Из цикла «Королевство Абсурдов Джонатана Свифта» Александр Аксинин
Испытание трубы, Космическое послание. Культурный обменСергей Катран
Космический одуванчикБулат Галеев
Космоса нетТихий Куст
Меловые дорогиЕгор Астапченко
Морс — красная планета, Третья сторона ЛуныАлексей Варсопко
Моя звездаАлександр Шишкин-Хокусай
Новейшая синтетическая теория эволюции на примере новых видов из отряда ColeopteraАлина Белоусова (DigitAlina)
Пы-дыщьАлександр Петрелли
Русский космонавтГруппа «Синие носы»
Спутник. Посвящение Дмитрию ГутовуДиана Мачулина
Там, где кончается космос (из серии МассМедиаКульт) Александр Гнутов
Танцы со звездамиГруппа «REPA»
Хаос и космосМария Гуськова

Алексей Трубецков. 12

акрил, калька, 2015 г.
акрил, горфрокартон, 2015 г.

ИМХО, 12 апреля – день космонавтики, день первого полета человека за пределы атмосферы, туда, где уже нет земного притяжения, где всё находится во взвешенном состоянии, где сомнительны понятия «верх» и «низ». Хотя слово «взвешенном» тоже совершенно не уместно. Веса там тоже нет.

В 2015 году день космонавтики 12 апреля — приходится на Пасху, повод для которой описан в 12 главе книги Исхода. И ещё 12 – это номер карты большого аркана Таро, которая называется «повешенный». У этой карты множество значений, часто взаимоисключающих, но среди них — радикальный жизненный переворот, самоограничение с целью постижения мудрости. При этом карта может выпасть как в обычном, так и в перевернутом варианте, как бы игнорируя силу тяжести и приобретая новое значение. Я не специалист, если будет интересно, посмотрите сами.

«Повешенный» в состоянии невесомости космонавт в скафандре чем-то напоминает 12-ю карту Таро. Его скафандр соединен с кораблем и он зависит от него, он свободен в своем полете и, тем не менее, испытывает большие ограничения. Это образ испытания и для человека, и для всего человечества, урок, который невозможно игнорировать и необходимо осмыслить. Ну, хотя бы попытаться.

Алексей Трубецков

наверх к списку работ

Николай Уренцев. Innerspace

цифровая печать, фотография, 2014 г.

ИМХО, космос и его структура есть тот фундамент, которой заложен в основу всего, что, собственно, и наполняет космос. Суть окружающий нас мир – со всеми грехами, благодеяниями, шумом, грязью, покоем, телевизорами, книгами, интернетом, монахами, художниками, критиками и прочими существующими — является фракталом. Всё есть подобие всего. Художник же ищет эти взаимосвязи и через них пытается дешифровать тот изначальный код, что заложен самой природой. Данная работа является попыткой познать феномен космоса, не прибегая к использованию летающих телескопов, многомиллионных в долларовом эквиваленте обсерваторий, не преодолевая световые года и не сравнивая различные теории. Это есть опыт нахождения порядка — κόσμος — на расстоянии вытянутой руки.

Николай Уренцев

наверх к списку работ

Надия Хайрутдинова. Russian cosmos

цифровая печать, компьютерная графика, 2013 г.

ИМХО, космос есть. Космос русской души. Беспредельной, глубокой, загадочной, манящей. Души, которую ни умом понять, ни аршином, как известно, не измерить. Эта работа была выполнена в рамках студенческого проекта «Это не моя Россия». На фоне всеобщего антагонизма реалий сегодняшнего дня хотелось вспомнить о важном, вечном, о том, что есть в каждом из нас. Пусть будет Космос. Старый, добрый, уютный, как у древних греков.

Надия Хайрутдинова

наверх к списку работ

Фёдор Хиросигэ.
Альбина и Маркиза
Юрий
Основы телепортации
Бегство в Египет (Моя звезда)

цифровая печать, фотография объекта, выжигание, найденные объекты, береста, страза, карандаш. 2014-2015 г.

Альбина и Маркиза, Юрий (из эскизов к проекту «Орбитальный музей космонавтики»)
ИМХО, с точки зрения собаки-космонавтки полёт вокруг Земли — это время, проведённое в замкнутом пространстве, причём в подозрительных и непривычных условиях. Однако, учёному экспериментатору, смотрящему на бесхитростных собак со стороны, их важная роль в истории человеческой науки несомненна. С точки зрения первого человека-космонавта — грань между человеческим космонавтом и собачьим — очень и очень размытая («никак не пойму, кто я — первый человек или последняя собака»), однако есть и существенная разница: человек, сидя в замкнутом пространстве, способен осознать своё действительное местонахождение, по мере своих бесхитростных сил. Автор эскизов надеется на то, что далёким потомкам современных людей удастся осознать истинное положение вещей ещё точнее, а также — на неминуемое открытие народного орбитального музея космонавтики.

Основы телепортации
ИМХО, перед нами очередная работа автора из серии «Библиотека будущего»: некое учебное пособие по предмету, сущность которого нам сейчас сложно представить, и, к сожалению, в «книгу» эту не заглянуть, стало быть не понять ничего, а только предполагать — вот что можем мы, случайные зрители как будто бы будущего. К обложке «книги» «прилип» кусок иллюстрации, похожей на рисунок Циолковского, что это за намёк? Возможно, это «издание» — репринт, перепечатка трудов учёного, чьи слова удастся расшифровать далёким потомкам современных людей. Но также возможно, что рисунок вырван из какой-то другой берестяной грамоты, в которую заглядывали ещё реже чем в практическое пособие по телепортации. Кто знает, какой рутиной телепортация покажется простому человеку через века.

Бегство в Египет (Моя звезда)
ИМХО, работа посвящена возможности рождения некого нового мессии, очередному очеловечиванию истины. Неясно, сегодня происходит это бегство в Египет, или в Эмираты, или в Бангладеш, или не сегодня, а уже завтра или даже послезавтра, в период очередного взлёта или упадка человеческой культуры. Важнее то, что это Явление может происходить снова и снова, вне зависимости от того, насколько верно или своевременно мы его трактуем.

Ира Фёдор

наверх к списку работ

Вилли Р. Мельников. Асфальт как поэт и/или художник

цифровая печать, фотографии, снятые на мобильный телефон, 2011 г.

ИМХО, осенью 2011 г., «всматриваясь» шагами в лужи на асфальте, я подумал: эти дождевые мини-озерца могут служить не столько иллюстрациями «Лужеводителя-по-городу», сколько представлять собою своего рода попытки земной поверхности — изначальной или же обработанной человеком — наладить контакт с людьми, помочь им научиться «прочитывать» то, что принято называть не читаемым, не-знаковым. А если допустить возможность существования описываемого феномена, становится необходимым найти или заново создать адекватный понятийный словарь. Именно тогда мне представилось, что устоявшихся терминов «алхимия» и «метафизика» уже недостаточно. И мне показалось необходимым ввести понятие из обихода эллинских мореходов: “Μετα-χΰμιος” [мета-химийос], по-древнегречески означающее: «нечто, находящееся среди волн». Отсюда произведённое мною слово «метахимийя» оказалось наиболее подходящим для характеристики образов, структур, сюжетных конфигураций и квази-текстов, образующихся на лоскутах земли или на дорогах с асфальтовым или плиточным покрытием. «Картины», формирующиеся в процессе таяния снега, высыхания дождевой влаги, а также пролитых пищевых или технических жидкостей, всегда слишком обще-видны, чтобы быть сразу замеченными!.. Рождающиеся таким образом фигуры — обозначаю их как «асфальтóглифы» — будучи снятыми камерою сотового телефона (величаю их «сотографиями»), нуждаются лишь в доведении до уровня художественной композиции (разумеется, согласно представлению снимающего о таковой). Далее появляется следующее поколение авторских понятий-неологизмов: хочется как-то озаглавить просматривающиеся в асфальтографии стили — и без парадоксов тут не обойтись. Например, мета(‘физическая ал’)химйя одних асфальтоглифов творит из них «пост-инструментальное нео-барокко»; из других — «авиа-трамвайный анти-ампир»; а третьи не определишь иначе как «транс-фрактальная мифо-арходелика»,,, Иногда такие асфальто-апокрифы напоминают обрывки древних трактатов с полуосыпавшимися миниатюрами; иногда — безымянные холсты-шедевры, которым долгое время довелось прозябать в качестве подсобной хозяйственной утвари; а иногда — фрагменты первобытных пещерных росписей… Зачастую непосвящённые зрители, впервые увидев законченные асфальтоглифы, отказываются верить, что эти изображения не созданы кем-то намеренно. Поэтому, «доживописав» сото-полотно, я в отдельных случаях сохраняю его исходный вариант.

Осталось лишь добавить, что сюжеты фотографируются двух-меговою камерой телефона Samsung и в нём же и обрабатываются авторски найденными очерёдностями-сочетаниями шести опций.

Вилли Р. Мельников
21 марта 2015 г., Москва, Николо-Перервинская

наверх к списку работ

Дмитрий Гутов.
Битлы на свадьбе Терешковой
Космонавты
Слава героям космоса
Спутник (Слава советским людям — покорителям космоса)

фотопечать, обои, аппликация, темпера, 1988 г.

ИМХО, для Дмитрия Гутова 60-е — время прорыва, объединения человечества, выраженное в том числе и в эстетике вполне земных вещей. В интервью, подготовленном для Polit.ru в 2013 связи с ретроспективой в ММСИ, Гутов говорит об этом своем увлечении: «Сейчас я редко обращаюсь к 60-м, но в конце 80-х я просто этим бредил – треугольная табуретка повергала меня в состояние дрожи и восторга. Период чистоты дизайна, недолго продолжался, где-то с 1957 по 1962, когда освоением космоса была увлечена вся планета, и у людей появилась какая-то фантастическая надежда, что мир будет прекрасен, гармонично организован, что мы стоим на пороге счастья. Это переживание было настолько острое, оно пропитало собой все, особенно быт. Быт – жутко важная вещь, это показатель всего. Как говорил Ленин, «достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки», то есть становится частью повседневности».

Обои у Гутова отвечают за проникновение надежд в быт. Наклеенные на них вырезки говорят о времени надежд, преодолимости географических, идеологических, и даже физиологических границ: вот Битлы на свадьбе у Терешковой, вот американцы в космосе, рядом на обложке «Науки и жизни» — эмблема противоракового конгресса 1962 года. Спутник – почти дзенский росчерк на обоях. Привычка клеить на стены портреты кумиров, вырезанные из газет и журналов, никуда не делась – но теперь это удел подростков или артистических натур с их оригинальными вкусами, а таких всемирных героев, как космонавты, больше нет. Практицизм убил надежды.

Гутов рассказывает: «На днях я ехал с приятелем в поезде в Европе, и по дороге купил немецкий журнал 60-го года. Мы рассматривали рекламу шампуня. Форма пластиковой упаковки была запроектирована как новейший космический корабль, как будто для того, чтобы на этом корабле шампунь использовать. Мы с приятелем стали обсуждать, почему сегодня такой дизайн невозможен, хотя он был бы очень привлекательным, и пришли к выводу, что если человек теряет на упаковке две десятых цента, или она при такой форме занимает на пару миллиметров больше места на полке, он никогда себе не позволит этого сегодня. Упаковка будет строиться не по эстетическим законам, а по совершенно другим.


60-е мы любим и за то, что в тех бытовых вещах была идея. Но все это закончилось в 1968, с треском и грохотом. Все оказались в новой вселенной, где уже было понятно, что надеяться ни на что не приходится и впереди суровая жизнь. Что такое 1968 год? Май в Париже, Пражская весна, даже хунвейбины в какой-то извращенной форме. Все это была последняя вспышка костра перед затуханием. Вудсток в 1969-ом. Начало 1970-х было уже совсем другим: террор, Rot Army Fraction, Красные бригады… Осознали, что хорошего не светит, и остается либо жесткое сопротивление, либо примирение с действительностью в виде достижения высокого уровня комфорта. 80-е это уже движение «яппи». Тут не до треугольных табуреток».

Диана Мачулина
(худсовет галереи ИМХО)

наверх к списку работ

Ринат Волигамси.
В карауле
Во дворе
Ночь. Большая медведица

фотопечать, пвх/ х.м. 70см х70см, 2008 г.

ИМХО. Моя мастерская находится в темном душном подвале одной из серых девятиэтажек Уфы.

Ко мне часто приходят друзья, и им нравится курить в полумраке узкого, выкрашенного зеленой краской, коридора. Они неспешно закуривают и с наслаждением выдыхают табачный дым, иногда это получается синхронно, огоньки их сигарет то застывают в темноте, как звезды, то быстро двигаются, как метеоры. Поржавевшая лампа с железным абажуром зависает над нами как летающая тарелка. Никто не спешит. В такие минуты я теряю ощущение реальности, начинает казаться, что это происходит не здесь, не сейчас и не со мной. Эти частые наблюдения натолкнули меня на ряд идей.

Так появилось желание сделать серию работ, где с главными персонажами будут происходить какие-то полуфантастические процессы, причастность к которым они не будут вполне осознавать. Моя задача состояла лишь в том, чтобы выделить главное, акцентировать внимание на интересном, не нарушая реальности. Для большей выразительности я использовал образы солдат, они, на мой взгляд, лучше всего соответствуют моему замыслу, потому что лежащие в окопах, максимально близки к звездам.

Ринат Волигамси.
Нимбы над городом

фотопечать, пвх, х.м. 120см х160см, 2014 г.

ИМХО, это такая созерцательная серия, про которую и писать то не прилично, надо просто смотреть, начиная с первой картинки «Свет». Я не понимаю, зачем самодостаточным картинам текст, он все только портит, лишает многозначности, загадочности, если хотите, или просто отвлекает.

Ринат Волигамси

наверх к списку работ

Анна Терешкина. Внутренний космос

цифровая печать, фотодокументация акции (фото Елены Павловой), 2010г.

ИМХО, зритель-участник акции надевает на голову шар из папье-маше, оклеенный снаружи серебристой фольгой. Внутри он видит светящееся звездное небо — такое впечатление производят мелкие отверстия на поверхности шара. Художник ведет за руку зрителя с шаром на голове по залам и коридорам выставочного пространства (галерея, музей, ангар, двор и т. д.). В процессе такой экскурсии каждый шаг зрителя заставляет звезды двигаться, подпрыгивать и танцевать, подобно бенгальским огням. Также меняется их яркость в зависимости от освещения снаружи. Сочетание темноты, замкнутости объекта с движением погружает участника в иное пространство, обостряет восприятие, вызывает мысли и вопросы: что более реально — внешний или внутренний мир? Или же один содержит в себе другой, и внутри сознания каждого человека — целая вселенная?

Акция направлена на одновременное погружение каждого участника внутрь себя и в то же время чуткое восприятие пространства в непривычному передвижении вслепую. Художник выступает в роли проводника между этими крайними состояниями. Внешне человек с большой сияющей головой воспринимается как пришелец из другого мира, почти божество, и с этим контрастирует беспомощность и ранимость этого существа, которое может в любой момент споткнуться и упасть.

Цель проекта — дать участнику опыт ощущения единства человека и космоса, маленького и большого. И в то же время выявить ситуацию абсурда: современному жителю большого города, чтобы посмотреть на звезды, нужно надевать на голову нелепое сооружение, совершать странные, почти ритуальные действия, которые самим фактом своего существования связывают с человечеством прошлых тысячелетий, кидают якорь назад, замедляя тем самым наше все быстрее движущееся время.

Анна Терешкина

наверх к списку работ

Антон Батишев. Грибы открывают космос

цифровая печать, фотография (Canon400D), 2013 г.

ИМХО, «язык» современного искусства должен содержать, прежде всего, визуальную основу, которая помогает ему быть международным, а лингвистические спирали лишь отталкивают зрителя, а посему моя экспликация будет короткая, её можно использовать, как название к работе:
«Грибы открывают космос(Canon400D)»

Антон Батишев

наверх к списку работ

Иван Михайлов. Дневник космонавта

цифровая печать, фотография, 2013 г.

ИМХО, подпись к фотографиям:
«- Когда мы жили на другой планете
— Чем мы занимались?
— Там не было денег, только идеи.
— Ты мог прийти в магазин и поменять на свою идею отличный бутерброд, ну если идея и впрямь отличная, то — целый обед.
— Просто каждый день нужно было придумывать что-нибудь новое, расширять свои границы, за пределы себя, в далекий космос.
— Никто от тебя ничего не ожидает и ты никому ничего не должен, просто осваиваешь новую планету.
— Иногда тебе может повезти, и ты встретишь еще одного космонавта, из той же галактики и с той же планеты, что и ты. Но таких шансов один на миллион, это практически невозможно.
— Космическое в нем — это все, даже запахи и то как он зовет на завтрак.
— И разговоры продолжаются даже когда молчишь, а на границе тел есть особые радарчики.
— Небо переливается всеми цветами радуги, реагирует на твои мысли и состояние.
— Космос, он внутри».

Иван Михайлов

наверх к списку работ

Виктор Сачивко. Золотые руки автоИнтузиастов. Народ ликует.

цифровая печать, бумага, графитный карандаш, 2015 г.

ИМХО, Рисунки воспроизводят шапки двух номеров советских газет «Комсомольская правда» и«Известия», посвященных двум событиям советского периода.

Рисунки о времени оптимизма и энтузиазма, когда и слова и чувства не были пустым звуком, деревья были большими и люди тоже.

Виктор Сачивко

наверх к списку работ

Андрей Голубцов. И наступила темнота (из цикла «Дыхание Брамы»)

видео, 2015 г.

«Вселенная не имеет размера,
и для Вселенной размер не имеет значения.»
(с)»Люди в черном»

ИМХО… Вселенная расширяется и когда-нибудь лопнет,словно пузырек воздуха в кипящем котле, разрушая все материальные объекты, от галактик до элементарных частиц.Но из хаоса разрушения возникнут новые вселенные. «Большой Взрыв» — это лишь момент проявления «Большого Мира» в «Малом» или начало «Дня Брамы».

Миры представляются взаимно проявляющимися и переходящими друг в друга системами, проявлениями дыхания Сущего, в котором и рождаются вселенные.

Взаимопереход систем и попытка осознания масштабов показана в рассказе В. Головачева «И наступила темнота. Хроника одного космического полета».

«Перед ними, ясно видимая в черноте космического пространства, висела исполинская, горящая очень ровным оранжевым пламенем… свеча! Она горела ровно, невозмутимо, бездымно, словно стояла на столе в подсвечнике, а не висела в космосе, размером больше любой галактики!

Батюшки светы! – ахнул Иванов, озаренный догадкой. – Уж не вывернуло ли обратно на Землю? Из макромира в микромир?!


Развить мысль он не успел. Откуда-то из мрака «засвечного» пространства придвинулись к свече исполинские человеческие губы, дунули на пламя, и – наступила полная темнота…»

Андрей Голубцов

наверх к списку работ

Александр Аксинин. Из цикла «Королевство Абсурдов Джонатана Свифта»

цифровая печать, офорты, 1977-78 гг.
«ЗРАЧОК БОСХА». Лист 7 из цикла «Королевство Абсурдов Джонатана Свифта». Офорт. Ø 29,5. 1978г.
«ПОБЕДА НАД ВРЕМЕНЕМ». Лист 10 из цикла «Королевство Абсурдов Джонатана Свифта». Офорт. Ø 29,5. 1978г.
«ЛАПУТА I». Лист 1 из цикла «Королевство Абсурдов Джонатана Свифта». Офорт. Ø 29,5. 1977г.
«АПОФЕОЗ ПУТЕШЕСТВИЙ». Лист 11 из цикла «Королевство Абсурдов Джонатана Свифта». Офорт. Ø 29,5. 1978г.
«ЛАПУТА II». Лист 2 из цикла «Королевство Абсурдов Джонатана Свифта». Офорт. Ø 29,5. 1977г.
«АКАДЕМИЯ В ЛАГАДО». Лист 3 из цикла «Королевство Абсурдов Джонатана Свифта». Офорт. Ø 29,5. 1977г.

Всё ли является искусством.

Всё ли является искусством. Всё. Немыслимая цена девальвируется, и вход и выход ставят в основе одно и то же движение. И это движение есть соизмеримость с самим собой. И эта соизмеримость идеальное свечение друг через друга при полном различении деталей, и они различны в обратном порядке, и такой порядок – наслаждение.

Истина соизмерима лишь в фикции. Проблема жизни – смерть – все хорошо. Откровение – чистописание.

Насколько единичная жизнь может близиться к истине, пребывать в ней. Нинасколько. Святость – восторг, но лишь параграф, а не иероглиф, и не имеет значения.

Жить истиннее нельзя, можно жить удобнее или страдать. К сожалению, я нашел аналогию: жизнь возможна лишь через смерть, а значит она непознаваема, а значит, ее можно жить (озарять), да и то почти невозможно, как абсолютна невозможна истина. А возможно то, другое, что я буду называть истиной.

Где я ее обнаруживаю. В пределе, то есть переписывая любую книгу, а позже повторяя любой эпизод, случившийся или не случившийся, а позже выполняя бесконечное движение, которое не имеет отношения ни к мысли, ни к чувству.

Итак, поставим знак условности. То есть спросим: В.Л.Я.И.? – Всё.

PS. Человек конечен на тот случай, если он войдет в понимание того, что времени нет (со всеми вытекающими). Таким образом само пространство замыкает этот парадокс.

А. Аксинин (август 1978 г.)

наверх к списку работ

Сергей Катран.
Испытание трубы.

видео, 2011 г.

ИСПЫТАНИЕ ТРУБЫ
Место действия: территория бывшей фабрики, вблизи от платформы «Хлебниково», Московская область, РФ.
Время действия: 15 сентября 2011 года.
Хронометраж: 4:53.

ИМХО, эта акция направлена на спасение человечества от смертоносного астероида, который постоянно угрожает нашей планете.

Мое изобретение, демонстрирует то, как мы можем избежать катастрофы, используя трубу в качестве одного из рычагов транспортировки планеты Земля.

Сергей Катран

Сергей Катран.
Космическое послание. Культурный обмен

видео, 2012 г.

КОСМИЧЕСКОЕ ПОСЛАНИЕ. КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН

В сентябре 2012 года в резиденции крымской обсерватории Сергей Катран совместно с астрофизиком, сотрудником обсерватории, Сергеем Назаровым провел акцию, задокументированную на видео, которая получила название «Космическое послание. Культурный обмен». Она была представлена аудитории на Ночь Музеев 2013 в Севастопольском художественном музее им. Крошицкого в проекте «Сила Света». Суть акции, как видно из названия, заключалась в отправлении некоего космического послания, в разработке и воплощении этой идеи и состоялось взаимодействие художника и ученого. Известно, что фотоны это частицы, которые переносить информацию на бесконечные расстояния. Большая часть материалов, с которыми работают астрофизики приходит на Землю как раз благодаря фотонам. Не встречая физического препятствия, они преодолевают огромные расстояния. На сегодняшний день, это единственный способ связи с далекими мирами. Именно этим и воспользовался Катран. Вместе с Сергеем Назаровым было составлено зашифрованное послание – стихотворение «Кузнечик» Велимира Хлебникова закодированное при помощи азбуки Морзе. Оно было отравлено к эко планете земного типа, находящейся в планетарной системе звезды …, расположенной в созвездии Лебедя. Данная планета, расстояние до которой составляет… была выбрана не случайно. Она находится на почти идентичном расстоянии от своей звезды, как Земля. Более того, ее звезда похожа на наше Солнце, что даем возможность предположить, что там могут сформироваться похожие условия и существовать цивилизация подобная нашей. Послание было отправлено при помощи зеленого лазера. Поскольку расстояние до планеты велико, фотонам потребуется сотни световых лет, чтобы достичь ее. Если обратно придет ответный сигнал, он будет двигаться еще столько же. Суммарно время ожидания ответа составляет около 1200 лет. Чтобы будущие ученые смогли принять и распознать сигнал, художник оставил записку в бутылке, закопанную непосредственно на месте отправки сигнала.

В процессе запуска сигнала, мы были так воодушевлены бесконечностью пространства, ощущали себя частью чего-то большого, необъятного, живого. У всех было волнительное чувство, что вот, через минуту придет ответ, и мы узнаем, что не одиноки во Вселенной.

Мария Удовиченко

наверх к списку работ

Булат Галеев. Космический одуванчик

фотопечать, 12 фото осциллограмм, 1987 г.

Данная серия является научно-фантастическим комиксом, интерпретирующим философские концепции Канта и Гегеля. Посвящается Рею Бредбери.

художественный совет Галереи ИМХО

Тихий куст. Космоса нет

аудиоинсталляция, 2015 г.

ИМХО, я за чистоту послания пускай оно останется аудиальным

Тихий Куст

Тихий куст. Космоса нет

цифровая печать, фото, компьютерная графика, 2015 г.

наверх к списку работ

Егор Астапченко. Меловые дороги

цифровая печать, холст 46х32 см, печать, акрил, 2014 г.

ИМХО, спутниковые карты уже не воспринимаются как взгляд на Землю из космоса, для нас в большинстве случаев это просто цветные картинки, которые несут в себе какую-то нужную нам информацию. Тем не менее за этими цветными изображениями всегда стоят реальные территории, на которых и протекает наша жизнь. Это наталкивает на размышления о масштабе человека по отношению к планете и возможностях человеческого восприятия окружающего пространства. Вид со спутника – угол, под которым мы никогда не увидим окружающий пейзаж в повседневной действительности, становится основой для последующей живописной «доработки».

Белые линии меловых дорог Дивногорья (заповедник в Воронежской области), неоднократно пройденные мной, становятся главным образом, «прорываются» сквозь условную линию горизонта экспрессивного пейзажа, уводя куда-то в другие измерения.

*Работы были представлены на групповой выставке «В нашем сердце идут облака» (куратор Арсений Жиляев) в галерее «Электрозавод» (Москва) феврале 2015г.

Егор Астапченко

наверх к списку работ

Алексей Варсопко. Морс — Красная планета

цифровая печать, фотографии, 2011 г.

ИМХО,в космос необязательно лететь, до него можно дойти, а можно даже и не ходить никуда – достаточно иметь глазной фильтр-телескоп, чтобы увидеть космос везде.

Алексей Варсопко

Алексей Варсопко. Третья сторона луны

цифровая печать, фотографии, 2010 г.

ИМХО, человек ни вообще, ни для себя расточительно мало изучен, полон тайн, загадок и требует большего внимания, большего изучения, в конце концов, большей интриги для собственного познания.

Алексей Варсопко

наверх к списку работ

Александр Шишкин-Хокусай. Моя звезда

цифровая печать, объект, гофрокартон, акрил, 2014 г.

ИМХО, тема святого зачатия многих беспокоит двойственностью понятий. С одной стороны своей полной безусловностью и восхитительной силой с другой абсолютной абсурдностью В этой же зоне я рассматриваю понимание наличия инопланетной жизни. Всем понятно, что на просторах бесконечной галактики не может не быть других разумных существ, но их приближение к нашей реальной жизни воспринимается многими чуть ли не оскорблением и дерзким покушением на идею избранности человека разумного. Соединяя эти два беспокойства, и возник образ работы под названием «Моя звезда».

Александр Шишкин-Хокусай

наверх к списку работ

Алина Белоусова (DigitAlina). Новая синтетическая теория эволюции на примере новых видов из отряда Coleoptera

объект, смешанная техника, 2015 г.

Жуки или жесткокрылые (Coleoptera) составляют один из примерно 30 отрядов класса насекомых (Insecta). Во многих отношениях отряд жуков ярко выделяется из остальных насекомых и поэтому является излюбленным объектом интереса и изучения как у профессиональных ученых, так и у любителей природы. Жуки – самый большой по числу известных науке видов отряд не только в классе насекомых, но и во всем животном мире. Наиболее авторитетные подсчеты свидетельствуют о том, что уже сейчас описано более 350000 видов жуков. И каждый год это число еще увеличивается примерно на 2000 видов (ZoologicalRecord). Если учесть, что вся фауна Земли оценивается примерно в 1400000 видов, то получается, что жуки составляют более четверти всех известных животных. Но и это еще не все. Недавние попытки тотальных сборов насекомых с нескольких видов тропических деревьев в бассейне Амазонки показали, что среди найденных таким способом жуков более 50% являются новыми для науки (Erwin, 1982; 1997). При этом фауны разных видов деревьев настолько отличаются друг от друга, что можно прогнозировать существование еще нескольких сот тысяч или даже миллионов видов жуков (по крайним оценкам – до 7 миллионов).

А.Л. Лобанов, 1999-2012

ИМХО, представленная коллекция имеет неоценимое научное значение, являя собой уникальную подборку экземпляров, собранных по принципу эволюционной последовательности вида, основанной на качественном усложнении внутреннего устройства при уменьшении и упрощении внешнего вида особей.

Алина Белоусова

наверх к списку работ

Александр Петрелли. Пы-дыщь

цифровая печать, эскиз инсталляции*, 2015 г.

ИМХО, В работах Александра Петрелли совмещаются две версии происхождения мира, религиозная и научная. Мы видим одновременно и Слово, которое было в начале, и Большой Взрыв. Примирение теорий происходит в довольно хулиганской форме – монументализации комиксного рисунка, напоминающей о Раушенберге с его взрывами в сопровождении междометий-озвучки.

Сам художник так объясняет свою работу, используя язык, подобный звукописи русских футуристов начала 20 века, «будетлян», которые уже как будто подключились к космосу и говорят на межпланетном, но включает и научные термины, которые для людей вне науки звучат абсурдно: «Всё, что известно на сегодняшний день о происхождении Универцума-ца-цара это то, что 13,7 млрд. лет назад, Большой Пы-Дыщь начался нигде и никогда.

«Невозможность привести какие-либо внятные ум-бдыга̒унг ставит под сомнение постулируемые рациональной методологией пыц-пуца̒ра. Допущение, что Слово, в своей интенциональности, стало причиной Вселенной, не пыр-противоречит никаким пу̒да-да̒ра. Постулируемое научно-когнитивным пы̒рпа-цац априорное пырацу́ца, определяет бдыщь — эвентуальность пырпультата в поисках первичного Слова, исключая любую умца̒-ца вероятность понять. Поиск ум-быдыщь подтолкнул пыр-пу́па выяснить путем Иссца̒кан-Дан, степень бац-вероятности для пур-прегензии предельного антецедента апырца̒п в бесконечном тыгыды-а̒нц».

Осуществление работы в виде граффити оказалось невозможным, поэтому ИМХО заменило его концептуальной фотографией, эспонированной как картинка в картинке: в подъезде – вид того же подъезда, только на фото граффити есть, а в реальности – нет. Возможно, оно вызвало Большой Взрыв эмоций со стороны ответственных по административно-хозяйственным вопросам, и было слово – «Закрасить!», как это обычно и бывает с граффити?

Диана Мачулина,
Александр Петрелли

наверх к списку работ

Группа «Синие носы». Русский космонавт

видео, 2000 г.

Без комментариев.

художественный совет Галереи ИМХО

наверх к списку работ

Диана Мачулина. Спутник. Посвящение Дмитрию Гутову

инсталляция, 2015 г. (реди-мейд, столик ручной работы, автор — Голубев Борис Владимирович, г. Энгельс)

ИМХО, материализация связи космического замаха и приземленных вещей. Как рассказывают пользователи, трехногий столик-табурет был неустойчив и требовал осторожного обращения, то есть больше воплощал мечту, чем был полезен. Это изначальное бескорыстие формы здесь доходит до предела – столик как будто парит в невесомости. Стоять на нем ничего не может – но он и был рожден не для современного практицизма, а для полета.

Диана Мачулина

наверх к списку работ

Александр Гнутов. Там, где кончается космос

холст, акрил,маркеры,60/90 см, титанические усилия и немного свободного времени, 2015 г.

ИМХО, большой черный холст символизирующий собой мать ночь, великий хаос, даосскую тьму вещей,небытие, испещренное письменами на птичьем языке. Спиной к зрителю сидит пушистый зверок, возможно альтер эго художника, возможно, просто живое существо вглядывающееся в тьму,оно короновано, возможно это император иллюзии,оттуда из предвечной черноты мерцает одинокий огонек.Русский космизм,падение с небесной лестницы,бездна неверия и огонек веры,одиночество и свет родной души,космоса нет есть бытие,жизнь,горение метафорой которых выступает одинокое животное, сидящее к нам спиной на переднем плане и небытие, безразличная пустота, нерожденность, не проявленное символически выраженное через черный цвет и не информативную письменность.

Александр Гнутов

наверх к списку работ

Группа «REPA». Танцы со звездами (из серии МассМедиаКульт)

объект, смешанная техника, 2014 г.

ИМХО, в этой работе отражена наша зависть к недостижимой идиллии мира, в которой в одном радостном хороводе пляшут вместе православный священник, Пуссирайот, таджикский гастарбайтер, преуспевающий чиновник и Кончита. Их окружают яркие звезды — символы головокружительной радости и счастья, словно сошедшие с экрана беспечного мультфильма.

Группа «REPA»

наверх к списку работ

Мария Гуськова. Хаос и космос

объект, смешанная техника, 2015 г.

ИМХО. Хаос и космос. Объективное и субъективное. Божественное и земное. Хаос — еще не изведанный миропорядок. То, что мы считаем хаосом, может оказаться сложнейшей системой, самой высшей организацией порядка, еще не доступной для нашего понимания.

Научное сознание разделяет объект познания, целое, на составляющие, для лучшего его осмысления.

Может быть, как раз научное мышление, научный подход превращает космос в хаос, разделяя целое на отдельные части, для лучшего осознания. Мы пытаемся понять с помощью расчлененных на крохотные направления то, что вообще не подлежит разделению. Слитность научного и чувственного создает космос, как миропорядок. А мы пытаемся разделить эти две категории. Первичное, абсолютное начало не может быть познано, как утверждают агностики. Мы сталкиваемся с невозможностью познания объективного через субъективный опыт. В этом и состоит конфликт.

Ученые всего мира во все времена пытались описать все мироустройство одной изящной формулой, но постоянно натыкались на невозможность этого. Из-за разрыва связей с космическим, божественным, чем-то высшим и абсолютным.

Всю свою историю мы пытаемся понять объективное, но субъективными методами это понять невозможно.

Мария Гуськова

наверх к списку работ

Дополнительные материалы для скачивания (в формате pdf):
Пресс-релиз выставки «Космоса нет»